История породы сибирский хаски

Термин «хаски» изначально обозначал самих эскимосов, так их называли работники Хадсон Бей Компании. Термин «хаски» произошел от искаженного «эски», так на жаргоне называли эскимосов. Эскимосский хаски, или канадская лайка (51-69 см в холке), имеет историческую родину Гренландию. С ней часто охотятся на белых медведей.

«Хаски» называют всех ездовых собак, это собаки с густой шерстью, острой мордой со стоячими ушами и загнутым хвостом. Когда первые представители этой породы прибыли в Северную Америку, то для отличия от эскимосских хаски их стали называть сибирскими хаски, и это название сохранилось за ними. «Husky», в переводе с английского, означает «хриплый». Собака не лает, а рычит. За эти звуковые модуляции порода сибирский хаски и получила свое название.

Считается, что сибирских хаски вывели чукчи, живущие в Северо-Восточной Сибири. Долгая история связывает сибирских хаски с этим народом, она насчитывает, возможно, три и более тысяч лет и является важным моментом в выживании этой породы и введении ее в культуру чукчей. Трудно найти какие-то письменные свидетельства, поскольку этот народ не записывал свою историю, но их образ жизни оставался неизменным в течение столетий, потому что они не были готовы воспринять изменения и предпочитали следовать традициям.

Их образ жизни был двух типов. Люди, живущие в глубине континента, содержали северных оленей, а в их поселениях жили собаки, но это были совсем не те собаки, которые сопровождали людей, живущих на побережье Арктики и Тихого океана, то есть в тех областях, которые не подверглись русскому влиянию до начала XX века. Последние и были теми чукчами, которые вывели свою породу ездовых собак. Чукчи не были кочевниками, они были оседлым народом, жившим постоянно вдоль арктического побережья. Здесь они пережили серию войн русских с эскимосами за обладание Беринговым проливом. Вытесняемые во все ухудшающиеся охотничьи угодья, чукчи были вынуждены разводить таких собак, которые смогли бы при минимальных потребностях в пище преодолевать большие расстояния по морю, покрытому льдом, в места охоты чукчей, а затем вернуться обратно в свои деревни. Таким образом, они смогли вывести породу собак, известную сегодня. Чукчи были очень независимым народом. Российская империя постоянно пыталась присоединить земли чукчей; эти попытки продолжались до середины XVIII века. Эти люди выжили благодаря своему упорству и независимости, а также при помощи своих собак, и в 1837 году был подписан договор, дающий чукчам политическую и культурную независимость от России.

Их изоляция стала основой чистоты породы собак и поддержания неизменности их культуры до середины XIX века. Интересно отметить, что малый размер собак восполнялся их большим количеством в упряжке; каюры часто, чтобы набрать упряжку в 16 или 18 собак, одалживали собак в других деревнях, когда отправлялись в далекие путешествия. Много сходного мы можем наблюдать между собаками чукчей и современными сибирскими хаски. Их скорость, выносливость, способность покрывать большие расстояния с минимальными энергетическими затратами — все это сохранилось и в современных собаках. Следует добавить, что кобели хаски очень сдержанны и полны собственного достоинства, а суки привязчивы и умны. Хаски часто спали в снеговых домах чукчей, где согревали своим теплом детей, что отличало их от собак других народов Арктики. Поэтому и современные хаски одинаково любят тепло и уют дома, гонки и игры на улице.

Гонки на собаках не были редкостью и в то время. В 1869 году состоялось знаменитое состязание между русским офицером и чукчей, это был 240-километровый пробег по побережью, который чукча преодолел на час раньше русского офицера.

 Советское вмешательство.

Внезапно в начале XX века XXI нарушил независимость чукчей, убив старейшин их деревень вмешавшись в их хозяйственную деятельность. Люди других народностей с русскими вторглись в исконные охотничьи земли чукчей, привезя с собой свои породы собак резко нарушившие чистоту линии сибирских хаски. В результате, отмечают в западной литературе, Советское государство, регион Колымы стал источником ездовых собак чукчей. Но в действительности это маловероятно, поскольку, поскольку чукчи, жившие в этой области, никогда не поставляли своих собак центру. (По приполярной переписи 1926-27 годов числилось 102850 собак, из них ездовых — 54483. В экспедиции Р. Амундсена использовалось 116 лаек (1911 год). В основном это были колымские лайки и самоеды. Предок самоеда — ненецкая оленегонная лайка (41-46 см в холке). — Прим. ред.)

Еще более важным фактором, отрицательно повлиявшим на гоночные способности предков хаски, было политическое решение Советского правительства, которое в 1930-х годах на основе значимости ездовых собак для транспорта начало политику, по которой все северные породы собак были разделены на четыре типа: ездовые собаки, охотничьи собаки на крупную дичь, охотничьи собаки на северных оленей и охотничьи собаки на мелкую дичь. (Первые советские экспедиции на Таймыр, Северную Землю, Чукотку и Камчатку были совершены на упряжках восточносибирских ездовых собак. В конце 30-х годов XX века эта порода была фактически расстреляна из ружей. — Прим. ред.)

Хаски были исключены из этой классификации, потому что были слишком малы по размеру, чтобы выполнять задачу транспортировки. Позднее Советское правительство вообще запретило разведение собак, не подпадающих под указанные категории, и заявило, что только эта ездовые собаки могут претендовать на титул сибирских хаски. (В 1931 году была проведена экспедиция ОСОАВИАХИМа и Всесоюзного института животноводства для изучения состояния собаководства на севере страны. Введение жесткого запрета на скармливание местным собакам рыбы сразу привело к резкому сокращению численности национальных северных пород собак. — Прим. ред.)

 Сохранение сибирских хаски.

В Советском Союзе в течение первой половины XX века систематически разрушалась система разведения всех мелких национальных пород собак различных народов, и только то, что Уильям Гусак и Уильям Медсен в начале XX века и немного позже Фоке Маул Ремси и Ивер Олсен купили этих собак у чукчей, помогло выжить породе к XXI веку. Последний экспорт в США был проведен Олафом Свенсоном в 1930 году. Свенсон стал обладателем эксклюзивного пятилетнего контракта на поставки товаров в Сибирь и вывоз оттуда пушнины, благодаря этому он хорошо изучил ездовых собак. Он знал о достоинствах собак чукчей, а после того, как его корабль был зажат во льдах в октябре 1929 года, он совершил пробег длиной 7200 км к транссибирской железной дороге, а затем отправил всю свою упряжку обратно на корабль, таким образом, сохранив ее для весеннего путешествия в Новую Англию. Свенсон получил самых лучших собак. Он прекрасно понимал, что культура чукчей основана на заботе и гармоничном сосуществовании с их собаками. Чукчи считали, что их собаки охраняют Небесные врата, в которые ни один человек, который плохо обращается с собаками, не сможет войти. Таким образом, Свенсон получил хорошую практику содержания собак, привезенных в Соединенные Штаты и способствующих улучшению наследственных качеств современных сибирских хаски.

 Гонки через Аляску.

«В 1880 году на Аляске нашли золото, и туда сразу же отправились за счастьем тысячи золотоискателей. Повезло немногим, всей массе людей нужна была пища и транспорт. Холодный климат способствовал неизведанности этих территорий на краю земли. В течение долгого времени, и был только один способ освоить эту землю — собачьи упряжки. Эти упряжки собирали местных собак — местных северных типов и из крупных собак южных пород с короткой шерстью и висячими ушами. Большинство этих собак просто были украдены у хозяев и привезены на Север. Ном был типичным городом того времени, в котором собаки были необходимы для выживания людей, а собачьи упряжки были одновременно источником гордости их владельцев и средством транспорта. Известно множество историй о преимуществе одной упряжки собак перед другими, которое становилось очевидным после гонок.

В 1907 году в Номе был основан Клуб собаководов, как организационный и спонсорский орган для проведения гонок через Аляску. Были разработаны правила и выбрана трасса. Она шла от Нома в Кендл и обратно; это расстояние составляло 653 км, на этой трассе было представлено большое разнообразие различных природных условий и ландшафтов. Гонки были назначены на апрель, поэтому всю зиму шли предварительные забеги для тренировки собак и каюров на этой трассе.

Первые гонки провели в 1908 году, и в этом же году русский торговец пушниной Уильям Гусак привез из Сибири упряжку мелких собак. (Сибирские хаски были названы также «сибирскими мышами» из-за своего малого размера. — Прим. ред.) Эти собаки были настолько невелики по сравнению с аляскинскими ездовыми собаками, что Гусак долго смеялся. На гонках 1909 года каюром его упряжки был норвежец Турструп, а сама упряжка пришла третьей по вине каюра. Молодому человеку по имени Фоке Маул Ремси, шотландскому золотодобытчику и спортсмену, так понравились беговые качества этих небольших собак, что он зафрахтовал корабль и отправился в Сибирь за новой партией хаски. На следующее лето он купил примерно 20 сибирских хаски у поселенца Маркова, жившего на Анадыре. Ремси привез собак опять же в Ном вместе с двумя каюрами-чукчами. За этот период интерес к гонкам только возрос, была разработана более легкая упряжь для собак, сан» сделались легче, а сами гонки стали более серьезным видом соревнований.

В 1910 году Ремси выставил на гонки три упряжки сибирских хаски. Одной упряжкой правил Джон Айронмен Джонсон («Железный Человек»), поставивший за время в 74 часа 14 минут и 37 секунд рекорд, который никто не смог побить. Ремси был вторым. Так начала расти популярность сибирских хаски. (Сибирский, или арктический, хаски (53-60 см в холке) считается самой быстрой и выносливой породой среди ездовых собак Аляски. Хаски специально стали разводить в питомнике Чинук (штат Нью-Гемпшир) для антарктических экспедиций Бирда. — Прим. ред.)

Сибирские хаски были официально признаны американским кинологическим клубом в 1930 году, а первые породные стандарты были выпущены в 1932 году. В 1938 году в Америке был основан Клуб любителей сибирских хаски. (По стандарту PCI № 270 порода сибирский хаски имеет американское гражданство, несмотря на явную историческую родину — СССР. Только самоедская лайка носит двойное гражданство — СССР и Скандинавии. — Прим. ред.)

 Источник «СИБИРСКИЙ ХАСКИ» К.и К. Киско, Ш. И С. Луксмур

Отдаленные предки 
Никто не знает точно, когда люди впервые приспособили собак для езды на санях. Вероятно, первыми надели на собак упряжь народы Евразии. Считается, что ездовые собаки — прямые потомки древнейших примитивных собак севера Европы и Азии, которые сформировались в неолите. В их происхождении возможно участвовали волки. История народов, коренных для обширных районов арктической и субарктической Восточной Сибири, неразрывно связана с ездовыми собаками. Известно, что эскимосы использовали собак для упряжки еще 1500 лет назад, наскальные рисунки, обнаруженные севернее озера Байкал, свидетельствуют о том, что первые ездовые собаки существовали уже 4000 лет назад. Древние охотники, кочевавшие в районе Анадырского плоскогорья, просто бы не выжили без собак в суровых условиях северного края. На собачьих упряжках они перевозили все свое снаряженье и охотничьи трофеи. Хотя собаки и не столь сильны, как олени, но они более выносливы и лучше приспособлены к вечной мерзлоте тундры. В сопровождении собак шакальего типа люди Центральной Азии мигрировали на окраины Сибири и Арктики. Их собаки, вероятно являющиеся помесями с местными волками, со временем превратились в те породы, которые принято называть северными породами Собак. Из этой ранней группы пород и были развиты современные породы, сохранившие свои индивидуальные характеристики через все эти годы.

Происхождение породы.
Термин «хаски» изначально обозначал самих эскимосов, так их называли работники Хадсон Бей Компании. Термин «хаски» произошел от искаженного «эски», так на жаргоне называли эскимосов. Эскимосский хаски, или канадская лайка (51-69 см в холке), имеет историческую родину Гренландию. С ней часто охотятся на белых медведей.
«Хаски» называют всех ездовых собак, это собаки с густой шерстью, острой мордой со стоячими ушами и загнутым хвостом. Когда первые представители этой породы прибыли в Северную Америку, то для отличия от эскимосских хаски их стали называть сибирскими хаски, и это название сохранилось за ними. «Husky», в переводе с английского, означает «хриплый». Собака не лает, а рычит, испуская дикие звуки. За эти звуковые модуляции порода сибирский хаски и получила свое название.
Считается, что сибирских хаски вывели чукчи, живущие в Северо-Восточной Сибири. Долгая история связывает сибирских хаски с этим народом, она насчитывает, возможно, три и более тысяч лет и является важным моментом в выживании этой породы и введении ее в культуру чукчей. Трудно найти какие-то письменные свидетельства, поскольку этот народ не записывал свою историю, но их образ жизни оставался неизменным в течение столетий, потому что они не были готовы воспринять изменения и предпочитали следовать традициям.
Их образ жизни был двух типов. Люди, живущие в глубине континента, содержали северных оленей, а в их поселениях жили собаки, но это были совсем не те собаки, которые сопровождали людей, живущих на побережье Арктики и Тихого океана, то есть в тех областях, которые не подверглись русскому влиянию до начала XX века. Последние и были теми чукчами, которые вывели свою породу ездовых собак. Чукчи не были кочевниками, они были оседлым народом, жившим постоянно вдоль арктического побережья. Здесь они пережили серию войн русских с эскимосами за обладание Беринговым проливом. Вытесняемые во все ухудшающиеся охотничьи угодья, чукчи были вынуждены разводить таких собак, которые смогли бы при минимальных потребностях в пище преодолевать большие расстояния по морю, покрытому льдом, в места охоты чукчей, а затем вернуться обратно в свои деревни. Таким образом, они смогли вывести породу собак, известную сегодня. Чукчи были очень независимым народом. Российская империя постоянно пыталась присоединить земли чукчей; эти попытки продолжались до середины XVIII века. Эти люди выжили благодаря своему упорству и независимости, а также при помощи своих собак, и в 1837 году был подписан договор, дающий чукчам политическую и культурную независимость от России.
Их изоляция стала основой чистоты породы собак и поддержания неизменности их культуры до середины XIX века. Интересно отметить, что малый размер собак восполнялся их большим количеством в упряжке; каюры часто, чтобы набрать упряжку в 16 или 18 собак, одалживали собак в других деревнях, когда отправлялись в далекие путешествия. Много сходного мы можем наблюдать между собаками чукчей и современными сибирскими хаски. Их скорость, выносливость, способность покрывать большие расстояния с минимальными энергетическими затратами — все это сохранилось и в современных собаках. Следует добавить, что кобели хаски очень сдержанны и полны собственного достоинства, а суки привязчивы и умны. Хаски часто спали в снеговых домах чукчей, где согревали своим теплом детей, что отличало их от собак других народов Арктики. Поэтому и современные хаски одинаково любят тепло и уют дома, гонки и игры на улице.
В 1853 году исследователь Хупер описал ездовых собак Восточной Чукотки. Он отметил, что по сравнению с ездовыми собаками эскимосов Северной Америки чукотские менее крупные, у них более узкие головы, более легкое сложение; шерстный покров средней длины, очень плотный, окрасы самые разнообразные. До недавнего времени собаки Восточной Чукотки представляли собой достаточно изолированную популяцию. Время от времени, для освежения крови своих ездовых собак, чукчи спаривали их с волком, привязывая течных сук в определенных местах. Через несколько поколений, собак с примесью волчьей крови использовали для работы в упряжках. Племенной отбор велся исключительно по рабочим качествам. Большинство сук при рождении уничтожали, оставляя нескольких для продолжения рода. Щенков запрягали на следующую зиму после рождения, и, тех, которые сразу же не проявляли способностей к работе в упряжке, выбраковывали известным способом. Только лучшие кобели, которых после работы выпускали бегать свободно, могли спариваться с суками. Остальных кобелей кастрировали, что сводило на нет конфликтные ситуации между собаками в упряжке. В течение всего бесснежного сезона ездовые собаки получают корм раз в два дня, а с наступлением ездового сезона в течение 7-10 дней включаются в интенсивную работу. Ездовая собака должна была работать с рвением в условиях экстремально низких температур, тащить тяжелый груз и при этом быть дисциплинированной. Абсолютного послушания каюр добивался с помощью кнута или палки — остола. Однако это орудие служило для наказания лишь в самых острых ситуациях: чукчи и эскимосы уважают собак. Днем четвероногие работали, а ночью своими телами помогали согреться хозяину. Собаки на Севере всегда были и частью религиозных обрядов. 

Как ездовые собаки чукчей повлияли на происхождение хаски?
Гонки через Аляску.
В 1867 году царское правительство продало полуостров Аляска США. Гонки на собаках не были редкостью в XIX веке. В 1869 году состоялось знаменитое состязание между русским офицером и чукчей, это был 240-километровый пробег по побережью, который чукча преодолел на час раньше русского офицера. С 1880-х годов Аляска привлекала многочисленных золотоискателей. Среди них был и молодой Джек Лондон. Его повесть о Белом Клыке тоже свидетельствует о ездовых собаках похожих на волка. Повезло немногим, всей массе людей нужна была пища и транспорт. Многие не выдерживали пути и умирали в дороге. С 1897 года после открытия золотоносного района Клондайк на северо-западе Канады, тысячи людей ринулись на Аляску. Только за один день 1 августа 1900 года «золотая лихорадка» привела на запад Аляски 18000 золотоискателей. Там был заложен город Ном. Холодный климат способствовал неизведанности этих территорий на краю земли. До приисков можно было добраться на единственном виде транспорта — собачьей упряжке. Эти упряжки собирали местных собак — местных северных типов и из крупных собак южных пород с короткой шерстью и висячими ушами. Большинство этих собак просто были украдены у хозяев и привезены на Север. Ном был типичным городом того времени, в котором собаки были необходимы для выживания людей, а собачьи упряжки были одновременно источником гордости их владельцев и средством транспорта. Известно множество историй о преимуществе одной упряжки собак перед другими, которое становилось очевидным после гонок.
В 1907 году в Номе был создан Кеннел-клуб (Клуб собаководов), как организационный и спонсорский орган для проведения гонок через Аляску. Были разработаны правила и выбрана трасса. Она шла от Нома в Кендл и обратно; это расстояние составляло 653 км («Всеаляскинское Пари»), на этой трассе было представлено большое разнообразие различных природных условий и ландшафтов. Гонки были назначены на апрель, поэтому всю зиму шли предварительные забеги для тренировки собак и каюров на этой трассе. Первые гонки на собачьих упряжках были организованы в Номе в качестве развлечения в 1908 году по инициативе Скотти Аллана, прозванного королем арктического льда. Успех был огромен. И в этом же году русский торговец пушниной Уильям Гусак привез из Сибири упряжку мелких собак, он купил их в поселке Марково на берегу реки Анадырь (Чукотский край). (Сибирские хаски были названы также «сибирскими мышами» из-за своего малого размера. — Прим. ред.) Эти собаки были настолько невелики по сравнению с аляскинскими ездовыми собаками, что Гусак долго смеялся. На гонках 1909 года каюром его упряжки был норвежец Турструп, а сама упряжка пришла третьей по вине каюра. Молодому человеку по имени Фоке Маул Ремси, шотландскому золотодобытчику и спортсмену, так понравились беговые качества этих небольших собак, что он зафрахтовал корабль и отправился в Сибирь за новой партией хаски (около 50 собак). На следующее лето он купил примерно 20 сибирских хаски у поселенца Маркова, жившего на Анадыре. Ремси привез собак опять же в Ном вместе с двумя каюрами-чукчами. В 1910 году Ремси выставил на гонки три упряжки сибирских хаски. Одной упряжкой правил Джон Айронмен Джонсон («Железный Человек»), поставивший за время в 74 часа 14 минут и 37 секунд рекорд, который никто не смог побить. Сам Ремси был вторым. Так начала расти популярность сибирских хаски. (Сибирский, или арктический, хаски (53-60 см в холке) считается самой быстрой и выносливой породой среди ездовых собак Аляски. Хаски специально стали разводить в питомнике Чинук (штат Нью-Гемпшир) для антарктических экспедиций Бирда. — \Прим. ред.)За этот период интерес к гонкам только возрос, была разработана более легкая упряжь для собак, сан» сделались легче, а сами гонки стали более серьезным видом соревнований. Сибирские собаки прославились в США и Канаде. Даже эскимосы после этого стали заменять своих тягловых маламутов на хаски, если было необходимо совершить быструю поездку налегке.

Советское вмешательство.
Внезапно в начале XX века XXI нарушил независимость чукчей, убив старейшин их деревень вмешавшись в их хозяйственную деятельность. Люди других народностей с русскими вторглись в исконные охотничьи земли чукчей, привезя с собой свои породы собак резко нарушившие чистоту линии сибирских хаски. В результате, отмечают в западной литературе, Советское государство, регион Колымы стал источником ездовых собак чукчей. Но в действительности это маловероятно, поскольку, поскольку чукчи, жившие в этой области, никогда не поставляли своих собак центру. (По приполярной переписи 1926-27 годов числилось 102850 собак, из них ездовых — 54483. В экспедиции Р. Амундсена использовалось 116 лаек (1911 год). В основном это были колымские лайки и самоеды. Предок самоеда — ненецкая оленегонная лайка (41-46 см в холке). — Прим. ред.)
Еще более важным фактором, отрицательно повлиявшим на гоночные способности предков хаски, было политическое решение Советского правительства, которое в 1930-х годах на основе значимости ездовых собак для транспорта начало политику, по которой все северные породы собак были разделены на четыре типа: ездовые собаки, охотничьи собаки на крупную дичь, охотничьи собаки на северных оленей и охотничьи собаки на мелкую дичь. (Первые советские экспедиции на Таймыр, Северную Землю, Чукотку и Камчатку были совершены на упряжках восточносибирских ездовых собак. В конце 30-х годов XX века эта порода была фактически расстреляна из ружей. — Прим. ред.)
Хаски были исключены из этой классификации, потому что были слишком малы по размеру, чтобы выполнять задачу транспортировки. Позднее Советское правительство вообще запретило разведение собак, не подпадающих под указанные категории, и заявило, что только эта ездовые собаки могут претендовать на титул сибирских хаски. (В 1931 году была проведена экспедиция ОСОАВИАХИМа и Всесоюзного института животноводства для изучения состояния собаководства на севере страны. Введение жесткого запрета на скармливание местным собакам рыбы сразу привело к резкому сокращению численности национальных северных пород собак. — Прим. ред.)

Сохранение сибирских хаски.
В Советском Союзе в течение первой половины XX века систематически разрушалась система разведения всех мелких национальных пород собак различных народов, и только то, что Уильям Гусак и Уильям Медсен в начале XX века и немного позже Фоке Маул Ремси и Ивер Олсен купили этих собак у чукчей, помогло выжить породе к XXI веку. Последний экспорт в США был проведен Олафом Свенсоном в 1930 году. Свенсон стал обладателем эксклюзивного пятилетнего контракта на поставки товаров в Сибирь и вывоз оттуда пушнины, благодаря этому он хорошо изучил ездовых собак. Он знал о достоинствах собак чукчей, а после того, как его корабль был зажат во льдах в октябре 1929 года, он совершил пробег длиной 7200 км к транссибирской железной дороге, а затем отправил всю свою упряжку обратно на корабль, таким образом, сохранив ее для весеннего путешествия в Новую Англию. Свенсон получил самых лучших собак. Он прекрасно понимал, что культура чукчей основана на заботе и гармоничном сосуществовании с их собаками. Чукчи считали, что их собаки охраняют Небесные врата, в которые ни один человек, который плохо обращается с собаками, не сможет войти. Таким образом, Свенсон получил хорошую практику содержания собак, привезенных в Соединенные Штаты и способствующих улучшению наследственных качеств современных сибирских хаски.

Подвиг сибирских хаски. Легендарный Сеппала.
Сеппала, норвежец по происхождению, прибыл на Аляску в поисках золота в 1901 году. Этот человек был признан самым скоростным каюром, он неизменно побеждал на гонках через Аляску в периода 1915 по 1917 годы (его ездовые собаки были приобретены в Сибири). Впервые он принял участие в гонках в 1914 году, когда стал владельцем упряжки собак. Впоследствии он принял участие в неудачной экспедиции исследователя Рональда Амундсена, после которой остался с собаками на руках.


Ike of Bow Lake and Little sepp of Bow Lake
(собаки линии 50-х годов из последнего питомника Сеппалы в Сиэтле)


Valuiki of Cold River
(1942 года рождения, серо-белый пес с карими глазами)


Kree Vanka
(1929 года рождения, серебристый кобель с голубыми глазами)


Ранняя упряжка Сеппалы, большинство собак импортировано
(Scotty, Lucky, Jeds, Lee, Shuska, Iveillie, Jrootje, Yvhitey, Delzene, Happy, Bill, Sepp, Suggen, John Johnson)

Самая знаменитая легенда о Сеппале родилась в 1925 году, когда он и его собачья упряжка сыграли главную роль в доставке противодифтерийной сыворотки из Ненаны в Ном (этот путь протяженностью в 658 миль -1053 километров можно было преодолеть за девять суток). Вспышка дифтерии в Номе в начале года привела к быстрому истощению запасов антитоксина, которые можно было пополнить только в Анкоридже. Антитоксин также можно было привезти на поезде из Ненаны, но на упряжке собак это можно было сделать быстро. Для ускорения транспортировки из Ненаны было решено использовать эстафету из собачьих упряжек, на встречу с которыми из Нома также выехало несколько упряжек, которым эстафетой, несмотря на пургу и пятидесятиградусный мороз, удалось пройти расстояние за пять с половиной дней. Несколько каюров сменяли друг друга в течение 127 часов, преодолев в общей сложности путь около тысячи миль. Самый сложный и протяженный участок в 340 миль (544 километра) достался Сеппале. Это было очень рискованное и трудное предприятие, связанное с большими опасностями. Когда упряжка прибыла в Ном, Каюр был без сознания, лапы собак были содраны в кровь. Благодаря смелости каюра и выносливости его собак эпидемия дифтерии была побеждена, а сам Сеппала стал героем. 
Самым знаменитым вожаком его собачьей упряжки многие годы был Того, именно он возглавлял упряжку во время этого знаменитого сывороточного пробега. Того на тот момент было уже 12 лет и он не мог преодолеть переход в 400 км. А трехлетний Балто, преодолев всего 80 км, довез упрязку до города, где его ждала слава.


 Того                                                                   Балто 

В честь спасения города в одном из парков Нью-Йорка в том же году был поставлен памятник ездовой собаке.

После этой гонки Сеппала приехал на восточное побережье Соединенных Штатов вместе со своей упряжкой сибирских хаски, которая побеждала на Аляске. Достижения Сеппалы были использованы для рекламы сибирских хаски как породы во время его путешествия по Америке.
Сибирские хаски были официально признаны американским кинологическим клубом в 1930 году, а первые породные стандарты были выпущены в 1932 году. В 1938 году в Америке был основан Клуб любителей сибирских хаски. (По стандарту PCI № 270 порода сибирский хаски имеет американское гражданство, несмотря на явную историческую родину — СССР. Только самоедская лайка носит двойное гражданство — СССР и Скандинавии. — Прим. ред.)

Статья подготовленна Мухлей Анной, владелецем питомника «Ice Blizzard». Материал взят из книги Киско и Лаксмур «Сибирский хаски» и с сайта питомника «Артик Мэджик».