http://zoloto-olimpa.com/wp-content/uploads/2011/03/139982.jpg

Самая главная черта поведения чукотской собаки –это инстинктивное  желание бежать ,бежать бесконечно

Ездовое собаководство- одно из важнейших достижений человека, жившего на Севере. Все авторы ,писавшие о северных ездовых собаках, в один голос утверждали ,что без помощи собак ,этого удивительного транспортного средства ,человек бы не смог освоить огромные арктические просторы , «мир безмолвия» ,покрытый многометровой коркой льда и сенега  ,с полярной ночью, длящейся более восьми месяцев в году. Для человека жить здесь означало возможность передвигаться.

Без собак не смогли бы выжить на «краю земли» очень многие народности: алеуты, инуиты, нивхи, чукчи, юкагиры, ительмени, нганасаны   и д.р. Благодарность к этому животному отразилась в мифах народов Гренландии, Аляски, Чукотки, Камчатки. Нет ничего удивительного в том, что в их верованиях собаки занимали значительное место ,а у некоторых –являлись священным животным. Селькупы ,например, верили, что свои собаки имеются у духов леса: по тому, как человек относится к собаке, духи судят о самом человеке. У этой народности не принято было оставлять ребенка одного в жилище: рядом с ним обязательно должна была находиться собака. Умерших собак они хоронили в сходных с человеческими погребениях. По предсказанию ненцев, только шаманы и собаки могут видеть духов «нижнего мира». У долган имеется обычай давать родившемуся ребенку имя собаки, чтобы дух болезни принял его за щенка.

Считается ,что сибирских хаски вывели чукчи, жившие в Северо-Восточной  Сибири. Долгая история связывает сибирских хаски с этим народом . Она насчитывает ,возможно, три и более тысячи лет .

Образ жизни чукчей был двух типов. Люди, жившие в глубине  континента ,содержали северных оленей. В их поселения жили и собаки, но это были совсем не те собаки, которые сопровождали людей, живших на побережье Арктики и Тихого океана ,то есть в тех областях ,которые не подвергались русскому влиянию до начала ХХ века. Последние и были теми чукчами, которые вывели свою породу ездовых собак. Быстрые, небольшие собаки, послушные и достаточно умные для того, чтобы работать в упряжке: тянуть ее преданно и с упорством, не запутываясь в постромках. Самой главной чертой поведения чукотской собаки –это инстинктивное  желание бежать ,бежать бесконечно. Небольшие размеры позволяли ей пробегать далекие расстояния быстро, но не позволяли перемещать значительный груз .Поэтому для перевозки добычи охотников требовалась упряжка до 20 собак, слажено  работающих . Все эти черты в полной мере передались современному сибирскому хаски. Чукчи считали, что их собаки охраняют Небесные врата, в которые ни один человек, который плохо обращался  собаками, не может войти. Хаски часто спали в снеговых домах чукчей, где согревали своим теплом детей, что отличало их от собак других народов  Арктики. Поэтому и современные хаски одинаково любят тепло и уют дома, гонки и игры на улицы.

Чукчи были очень независимым народом. Российская империя постоянно пыталась присоединить земли чукчей. Такие    попытки продолжались до середины XVIII   века. Большинство аборигенов ,проживавших в Серенном регионе, представляли собой довольно примитивные племена ,неспособные противостоять хорошо вооруженной русской армии. Однако племена чукчей могли  избежать завоевания благодаря тому, что их ездовые собаки всегда опережали наступающие военные силы. Они не умели сражаться, но они могли бежать- быстро!  В 1837  году был подписан договор, дающий чукчам политическую и культурную независимость от России.

После этого конфликта чукотский народ и их собаки многие годы мирно проживали в Сибири. К концу XIX века чукотская  ездовая собака была обнаружена торговцами с Аляски ,вывезена на Северные территории и названа сибирскими хаски. «Husky» в переводе с английского означает «хриплый» . Эта собака практически не лает, а издает своеобразные звуки. За эти звуковые модуляции порода сибирский хаски и получила свое название.  Этот привоз оказался очень важным в истории выживания породы.

В начале ХХ века монархия в России была свергнута и заменена коммунистическим режимом, поставившим задачу покончить со всеми «буржуазными» и «отсталыми» пережитками прошлого. К 30-м годам советская власть достигла Арктического Севера и захватила его.  Поскольку ездовые собаки высоко почитались и ценились чукотским народом, те  члены племени, кто разводил лучших собак ,являлись вождями и обладали определенным богатством. Такие люди мешали коллективизации: большинство из них было арестовано или убито. В течении нескольких лет порода чукотских ездовых собак практически исчезла в Сибири.

Только то, что Уильям Гусак и Уильям Медсен в начале ХХ века и немного позже Фокс Маул Ремси и Ивер Олсен купили этих собак у чукчей, помогло выжить породе к XXI веку.

В 1930 году Американский клуб собаководства (АКС) официально  признал породу сибирский хаски, а первые породные стандарты были выпущены в 1932 году. В 1938 году в Америке был основан Клуб любителей сибирских хаски . По стандарту  FCI № 270 порода сибирский хаски имеет американское гражданство, несмотря на явную историческую родин- СССР. По некоторым источникам , самыми известными питомника АКС  того времени, занимающимися разведением сибирских хаски были:  «Chinook Kennels» (Milton & Eva Seeley), «Monadnock Kennels» ( Nicholas & Lorna Demidoff ), Gold River Kennels (Mrs.Marie Lee Frothingham ) . Нельзя забывать и о легендарном Сеппале, первом на Аляске профессиональном спортсмене и бридере. Он основал питомник ездовых собак, который намного десятилетий пережил своего основателя . (больше информации о Сеппале можно узнать в теме «Легендарный Сеппала»

P.S. « Чужое всегда выглядит привлекательнее своего: американцы были очарованы «сибирскими» собаками, а мы заводим себе маламутов и хаски « made in USA» » (с)

Автор статьи Роговцова Ольга. Используемая литература:
Поцелуева Е.,Озерова М.,Чебыкина Л.Ездовые собаки.-»Рекомендации лучших специалистов». -М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. -312 с.
Киско К. и К.,Луксмуры Ш. и С. Сибирский хаски.История.Стандарты.Содержание.Тренинг/Пер. с англ. Е. Махиянова – М.: «Аквариум-Принт», 2006.-128 с. : ил